Современные компьютерные игры: последствия и особенности влияния на психику детей icon

Современные компьютерные игры: последствия и особенности влияния на психику детей



НазваниеСовременные компьютерные игры: последствия и особенности влияния на психику детей
Дата22.05.2013
Размер89.36 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>
1. /выступление на родительском собрании.docxСовременные компьютерные игры: последствия и особенности влияния на психику детей

Современные компьютерные игры: последствия и особенности влияния на психику детей

младшего школьного возраста


При возрастающей компьютеризации современного общества стала актуальной проблема игровой компьютерной зависимости, или зависимости от компьютерных игр, детей младшего школьного возраста.

Социокультурный опыт современных школьников зависит от уровня развития детской игровой культуры, состояние которой предопределено основными векторами развития культуры всего человечества. Пропаганда насилия, доминирование в игровых программах стремления их участников к легкой наживе, искажение и деформация традиционных игровых правил и культурных норм – все это отрицательно сказывается на игровом и социокультурном опыте младших школьников. Современная детская игровая культура подвержена тенденциям социального отчуждения, виртуализации сознания, гедонизации, эгоизации и индивидуализации игрового процесса, «варваризации» содержания детской игры. Каждая из этих тенденций имеет свое специфическое отражение в содержании детской игры. А последствия проявляются в наиболее характерных особенностях социального поведения детей и отношений между ними, в наборе жизненно важных для них смыслов и ценностей бытия. Одним из таких серьезных последствий является игровая зависимость детей.

В рамках средних общеобразовательных школ данная проблема становится весьма актуальной. Одним из мотивов приобретения компьютера домой для многих занятых родителей является обеспечение игрового досуга для детей. Начиная с самого раннего детства новое компьютерное поколение погружается в систему не только традиционных, но и компьютерных игр. Они требуют находчивости, изобретательности, умения мгновенно принимать решения. Ребенок, взаимодействующий в процессе игры с компьютером, видит в нем партнера, чутко реагирующего на его индивидуальные особенности. Этот партнер является его творческим «двойником». Играя на компьютере, ребенок активно взаимодействует с искусственным миром. При этом он учится не только быстро нажимать на клавиши, но и строить в своей голове образно – концептуальные модели, без которых нельзя добиться в современных компьютерных играх, требующий раскрытие закономерностей в переходе от одной игровой ситуации к другой. Такие игры обладают несомненным развивающим потенциалом, особенно для развития интеллекта. И в этом проявляется их положительное влияние на развитие детей.

Другой вопрос – о влиянии компьютерных игр на физическое здоровье детей и на развитие личностных и прежде всего ценностно - ориентационных, моральных качеств. Следует отметить, что компьютерные игры дают ребенку возможность для активной эмоциональной разрядки, но в больших дозах они приводят к накоплению хронического стресса со всеми вытекающими отсюда последствиями для организма.

Проблема агрессивного поведения младших школьников становится достаточно волнующей для педагогов и родителей. Одна из причин такого поведения кроется в увлеченности компьютерными играми, способствующей переносу ценностей, моделей и способов поведения и общения, существующих в компьютерной игре, в реальную жизнь. Психологические исследования показали, что доминирующие на рынке коммерческие игры западного производства культивируют агрессивно - индивидуалистическую мораль, что быстро отражается на самосознании детей. Незрелая, неразвитая личность может реализовать агрессивные импульсы уже не в игре а в жизни.

Исследования зарубежных и отечественных психологов подтверждают тот факт, что компьютерные игры агрессивного содержания способствуют возникновению отклонений в эмоциональной сфере младшего школьника. Когда ребенок проигрывает фантастические сюжеты, у него стирается грань между истиной и ложью, реальной жизнью и игрой. дети насытив свою фантазию страшными образами вызываемыми такими компьютерными играми как "Doom" "Silent Hill", начинают бояться темноты, жалуются на кошмарные сны, не могут оставаться одни в комнате. Необходимо обратить внимание общественности на содержание компьютерных игр. Исследования показывают, что более 80% виртуальных образов, распространяемых в компьютерных играх, носят моральный характер - желание убить или стремление умереть. Отсюда возможна равнонаправленная проблема для современной школы - агрессивное поведение школьников, с одной стороны, и возможность суицидального поведения – с другой.

Дети вырастающие в тесном общении с компьютерами и электронными игрушками, в психологическом, морально - духовном и мировоззренческом плане довольно существенно отличаются как от своих некомпьютеризованных сверстников, так и от детей предшествующих поколений. Речь идет не только о навыках владения вычислительной техникой, но и об изменениях фундаментальных духовно культурных структур, понятий и представлений. Дети компьютеризованного поколения, которых японский профессор Маруама по аналогии с интеллектуальными компьютерами назвал пятым поколением, имеют совершенно особое представление о жизни и смерти, об одушевленности людей, животных и компьютеров. Они иначе организуют свое время, свой внутренний мир, развивают свои интеллектуальные возможности не просто быстрей и разностороннее, но и в ином социально - временном измерении. Компьютерные игры могут увлечь детей и подростков до самозабвения, до полного смешения реального и компьютерного миров и даже вытеснения первого последним.

Игра способна дать ребенку широчайший спектр эмоций- от положительных до отрицательных, которые он не всегда испытывает в реальной жизни. Но, по мнению российских психологов, есть и другой важный аспект: ребенок в игре получает власть над миром (компьютерная мышка – аналог волшебной палочки). Это особенно увлекает детей, которые болезненно ощущают свою неуспешность, которым в силу тех или иных причин не удается идти в жизни по пути «радостного взросления».

Таким образом, именно дети, не получающие достаточно внимания, заботы и любви со стороны родителей, ощущающие себя неуверенными, неуспешными, забытыми, наиболее подвержены зависимости от компьютерных игр. Семьи, в которых воспитываются такие дети, часто состоят на учете как семьи, находящиеся в социально опасном положении. И это подтверждается реальными фактами. Однажды, посещая такую семью, я спросила у ребенка: «Чего бы ты хотел больше всего, какое твое самое заветное желание? » «Играть в компьютерные игры все дни на пролет», - ответил он. Иными словами, чем больше у ребенка психологических барьеров в жизненной реальности, тем глубже он погружается в реальность виртуальную.

Понятно, что младший школьник еще не в состоянии управлять своим настроением, своими переживаниями, ему еще не доступно искусство релаксации, мобилизации своих сил. Он еще не имеет полной власти над своим психическим состояние, ему необходима помощь взрослого в этом вопросе. Таким образом, дети не нашедшие помощи в реальном мире, во взаимодействиях со взрослыми и сверстниками, а также подвергающиеся наказаниям, ищут защиты и понимания в мире виртуальном. Ребенок переносит свою обиду, агрессию и злость на более сильного, старшего или значимого субъекта в мир компьютерных игр, дабы избежать ответной агрессии или отвержения. Такое бегство от реальности помогает поначалу. Впоследствии младший школьник, ищущий хорошего настроения, защиты от тревог и страхов реального мира, от внешних воздействий и от неудовлетворенности собой, сталкивается лишь с новыми трудностями.

Чрезмерная увлеченность компьютерными играми способна приводить к повышению личностной тревожности у детей младшего школьного возраста. Это связано с тем, что ценность виртуального мира начинает возрастать наряду с угасанием интереса к реальности, что приводит к развитию «я виртуального», в то время как развитие реальной личности резко затормаживается. Это приводит к тому, что ребенок начинает жить все меньше в реальности и все больше уходит в виртуальную реальность. Один игровой аддикт так описывает отчуждение от реальности и бегство в виртуальную реальность: «Когда я встаю из – за компьютера и выхожу на улицу, мне не хватает оружия, которое есть у меня в игре. Без него я чувствую себя беззащитным, поэтому стараюсь побыстрее придти домой и снова сесть играть».

Обратим внимание на результаты эмпирического исследования: современные младшие школьники достаточно серьезно увлекаются компьютерными играми (около 90%), игровой опыт школьников 4 классов составляет 2-3 года. В день на проигрывание компьютерных сюжетов дети тратят 3-4 часа, а в выходные дни практически играют целый день. Все это указывает на невероятную популярность среди современных школьников такого вида досуга, заменяющего общения с родителями, сверстниками, а также коллективные игры. Очевидна проблема: младшие школьники не умеют играть в коллективные игры.

Все компьютерные игры можно условно разделить на ролевые и не ролевые. По сведениям целого ряда зарубежных и российских психологов именно ролевые игры способны больше всех остальных сформировать устойчивую психологическую зависимость. Ролевые компьютерные игры – это игры, в которых играющий принимает на себя роль компьютерного персонажа, где мы можем наблюдать процесс «вхождения» человека в игру, процесс своего рода интеграции человека с компьютером (игры с видом «из глаз» «своего» компьютерного героя; извне на «своего» героя; руководительские игры).

Важным показателем, свидетельствующим о ролевой сущности игры, является соблюдение так называемого принципа трех «У»: «убить, украсть, уговорить». Вкратце данный принцип можно сформулировать следующим образом: большую часть важных с точки зрения сюжета проблем игрок может решить как минимум тремя разными способами:

  • Первый – «убить» - связан с силовым решением проблемы, уничтожение препятствий.

  • Второй – «украсть» - подразумевает уход от прямого решения проблемы, воровство, попытку проскользнуть незаметно.

  • Третий – «уговорить» - связан с решением проблемы через заключение того или иного договора или действие убеждением.

Данная классификация достаточно условна, но в целом отображает все возможные варианты.

Для улучшения понимания можно привести пример из игры «Fallout»: предложим ситуацию, в которой герой должен попасть в здание, однако ему мешает охранник и запертая дверь. Согласно принципу трех «У» возможны три решения:

  • Решение убить: герой убивает охранника, взламывает дверь ломом или взрывает его динамитом;

  • Решение украсть: герой крадет ключ у охранника, после чего проникает в здание, либо взламывает дверь отмычками.

  • Решение уговорить: герой объясняет охраннику важность своей миссии, либо дает взятку, либо обманывает его, выдавая себя за лицо, имеющее право находится в здании, охранник сам открывает дверь герою.

Определен принцип и трех «С»: сила, скрытность, слово. Здесь речь идет о тех же методах, но более полно отражающих всевозможные ситуации в игре:

  • Сила: убить, разбить, взорвать, сломать и т.д., а также любое военное действие с применением силы.

  • Скрытность: украсть, прокрасться, взломать, подслушать, подсмотреть, незаметно поменять бумаги.

  • Слово: убедить, обмануть, напугать, задавить авторитетом, заговорить зубы, шантажировать, а также любое действие, которое совершается явно, но без применения силы, т.е мирно.

Наиболее предпочитаемыми среди детей являются игры типа 3 Д Action («трёхмерное действие», или так называемый вид из глаз). Именно это тип игр характеризуется наибольшей силой затягивания в игру. Специфика компьютерных игр подобного типа заключается в том , что они провоцируют игрока к полной идентификации с компьютерным персонажем, к полному вхождению в роль. Ребенок теряет реальный счет времени. В момент игры ему кажется, что он попал в свой собственный мир, где необходимо доказать свое мастерство, силу и сноровку. Младший школьник настолько вживается в роль компьютерного персонажа, что ему в игре становится намного интересней, чем в реальной жизни. А самое страшное заключается в том, что принципы, поддерживаемые и пропагандируемые в игре, откладываются на бессознательном уровне еще не сформированной, неустойчивой и чувствительной психике младшего школьника.

Распространенные сегодня игры «активного действия», которыми увлекаются младшие школьники, таят в себе не одну опасность. Такие игры вырабатывают у ребенка привычку к легкости достижения цели, снижают уровень терпения. У него ослабевает сила воли, теряется способность сосредотачиваться, происходит отчуждение от социума, возникают навязчивые страхи. Все это способствует появлению неврозов и других психических нарушений.

Компьютер искажает мышление ребенка, учит мыслить не творчески, а технологически. Есть задача, итог и комплекс средств, при помощи которых можно решить эту проблему. Все! Таким образом, мышление ребенка программируется, творческие способности не развиваются. Происходит роботизация мышления, уходят эмоции, сострадание человечность – то, что раньше было присуще детям.

Каждая зависимость наносит психологический и физический ущерб. Она лишает человека, и в первую очередь детей, действительности, способствуя их душевному ослеплению, психологической глухоте и извращенной чувствительности.

Условность мира современных компьютерных игр требует чрезвычайного ограничения в доступе к ним дошкольников и младших школьников, вплоть до полного исключения в отдельных случаях. Пока не сформировался Образ Реального Мира как интегративная база элементарного здравого смысла воздействие условных игр может оказаться в случае впечатлительного ребенка до определенной степени «шизофренизирующим».

Детские психологи и психиатры уверены, что одним из способов профилактики компьютерной зависимости у ребенка является увлечение деятельностью, не связанной с частым использованием компьютера, чтобы он не стал заменой реальной жизни. Необходимо показать ребенку, что существует множество интересных занятий, в частности спорт, туризм, которые позволяют пережить разнообразные острые ощущения, тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. Следовательно, к решению этой проблемы нужно подходить комплексно, привлекая к работе все общественные институты: учреждения образования, организующие свободный от учебы досуг детей, медицинские учреждения, психологические центры, специализирующиеся на лечении различных видов зависимости.



Похожие:

Современные компьютерные игры: последствия и особенности влияния на психику детей icon§ Происхождение и развитие игры. 6 § Проблема формирования интереса к изучению русского языка в школе. 11
Исторический анализ проблемы использования игры в воспитании и обучении детей. 6
Современные компьютерные игры: последствия и особенности влияния на психику детей iconПроблема детского аутизма, особенности заболевания и оказания помощи
Это означает, что ориентировочное количество детей с расстройствами аутистического спектра в нашем городе, нуждающихся в специализированной...
Современные компьютерные игры: последствия и особенности влияния на психику детей iconПсихология семьи
Современные тенденции в развитии брака и семьи. Особенности современной белорусской семьи
Современные компьютерные игры: последствия и особенности влияния на психику детей iconРодители! Защитите своих детей! Инфекционные заболевания представляют серьезную опасность для населения в особенности для детей
Гу «Центр гигиены и эпидемиологии» Управления делами Президента Республики Беларусь
Современные компьютерные игры: последствия и особенности влияния на психику детей iconСеминар «Договоры с нерезидентами Республики Беларусь при оказании услуг, передаче прав на компьютерные программы: юридические и бухгалтерские аспекты»
Требования к содержанию договора, опосредующего импорт (экспорт), работ (услуг), передачу имущественных прав на компьютерные программы....
Современные компьютерные игры: последствия и особенности влияния на психику детей iconМетодические рекомендации современные методы интерактивного обучения Кызылорда 2011 Содержание
Каковы современные требования к системе образования и подготовки конкурентоспособных специалистов?
Современные компьютерные игры: последствия и особенности влияния на психику детей iconК. Фопель Как научить детей сотрудничать?
Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер с нем.: В 4-х томах. Т. — М.: Генезис,...
Современные компьютерные игры: последствия и особенности влияния на психику детей iconМетодические рекомендации по повышению успеваемости младшего школьника по средством коррекции их тревожности
Теоретическое обоснование проблемы влияния тревожности на успеваемость обучения детей младшего школьного возраста
Современные компьютерные игры: последствия и особенности влияния на психику детей iconПротокол № Зав кафедрой Т. Ю. Логвина
Возрастные особенности формирования иммунной системы у детей раннего и дошкольного возраста
Современные компьютерные игры: последствия и особенности влияния на психику детей iconМетодическая рассылка №3/2013
Уважаемые коллеги! В третьем выпуске Методической рассылки мы предлагаем Вашему вниманию документальный фильм «Джон», фильм, который...
Современные компьютерные игры: последствия и особенности влияния на психику детей iconЛетние Олимпийские игры 2012
Игры XXX олимпиады) — тридцатые по счёту летние Олимпийские игры. Они пройдут в Лондоне, столице Великобритании, с 27 июля по 12...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©kzbydocs.com 2000-2015
При копировании материала укажите ссылку.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов