Святитель Феофан Затворник. Путь ко спасению icon

Святитель Феофан Затворник. Путь ко спасению



НазваниеСвятитель Феофан Затворник. Путь ко спасению
страница1/17
Дата03.08.2013
Размер3.02 Mb.
ТипДокументы
скачать >>>
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
1. /Феофан Затворник - Путь к спасению.docСвятитель Феофан Затворник. Путь ко спасению

Святитель Феофан Затворник.

ПУТЬ КО СПАСЕНИЮ





Святитель Феофан Затворник. 1

ПУТЬ КО СПАСЕНИЮ 1

ВВЕДЕНИЕ 3

ОТДЕЛ I. О начале христианской жизни чрез святое крещение, с указанием - как сохранить сию благодать в период воспитания. 4

КАК НАЧИНАЕТСЯ В НАС ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ? 4

КАК НАЧИНАЕТСЯ ЖИЗНЬ ХРИСТИАНСКАЯ В ТАИНСТВЕ КРЕЩЕНИЯ? 7

ОТДЕЛ II. О начале христианской жизни чрез покаяние или о покаянии и обращении грешника к Богу. 27

КАК НАЧИНАЕТСЯ ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ В ТАИНСТВЕ ПОКАЯНИЯ? 27

1. СОСТОЯНИЕ ГРЕШНИКА 28

2. ДЕЙСТВИЕ БОЖИЕЙ БЛАГОДАТИ 30

3. ПРОБУЖДЕНИЕ ГРЕШНИКА ОТ ГРЕХОВНОГО СНА 30

4. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ДЕЙСТВИЯ БЛАГОДАТИ БОЖИЕЙ В ВОЗБУЖДЕНИИ ГРЕШНИКОВ ОТ СНА ГРЕХОВНОГО 31

5. ОБЫКНОВЕННЫЙ ПОРЯДОК СТЯЖАНИЯ ДАРА ВОЗБУДИТЕЛЬНОЙ БЛАГОДАТИ 39

6. ВОСХОД ДО РЕШИМОСТИ ОСТАВИТЬ ГРЕХ И ПОСВЯТИТЬ СЕБЯ БОГОУГОЖДЕНИЮ 51

А. Восход до решимости оставить грех 51

Б. Восход до обета посвятить себя Богу 57

7. ОБЛЕЧЕНИЕ СИЛОЮ СВЫШЕ НА ДЕЛО БОГОУГОЖДЕНИЯ В ТАИНСТВАХ ПОКАЯНИЯ И ПРИЧАЩЕНИЯ 61

А. Кающемуся изрекается всепрощение в Таинстве покаяния 61

Б. Кающийся приступает к Таинству святого причащения 64

ОТДЕЛ III. О том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь, или то же о порядке богоугодной жизни 66

КАК СОВЕРШАЕТСЯ, ЗРЕЕТ И КРЕПНЕТ В НАС ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ? 66

1. О ХРАНЕНИИ ДУХА РЕВНОСТИ ПО БОГУ 77

А. Внутрь-пребывание 78

Б. Зрение другого мира 80

В. Стояние в чувствах, доведших до решимости 82

2. УКАЗАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ К УТВЕРЖДЕНИЮ В ДОБРЕ ДУШЕВНЫХ Н ТЕЛЕСНЫХ СИЛ ЧЕЛОВЕКА 85

А. Упражнения, способствующие к образованию душевных сил по духу христианской жизни 88

Б. Держание тела по духу новой жизни 94

В. Порядок внешней жизни по духу жизни новой 96

Г. Благодатные средства воспитания и укрепления духовной жизни 98

Д. Приближение к непрерывному говению 99

3. ПРАВИЛА БРАНИ СО СТРАСТЯМИ, ИЛИ НАЧАЛА САМОПРОТИВЛЕНИЯ 102

4. НАЧАТКИ ВОСХОЖДЕНИЯ К ЖИВОМУ БОГООБЩЕНИЮ 114

А. Восхождение к Богу 115

Б. Живое богообщение совершается в состоянии безмолвия, приводящего к бесстрастию 118

СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО УРОКИ О ВОСПИТАНИИ 121



ВВЕДЕНИЕ



В «Начертании христианского нравоучения» изображены обязательные для нас чувства и расположения, но этим сказано далеко не все, потребное к устроению своего спасения. Главное дело у нас действительная жизнь в духе Христовом. А этого только коснись, сколько откроется недоумений и сколько, поэтому, потребно указаний, и притом почти на каждом шагу!

Правда, там последняя цель человека указана — в общении с Богом — и путь к ней изображен: это вера с хождением в заповедях, при помощи благодати Божией. Приложить бы только слово: вот путь! Иди!

Легко сказать: вот путь, иди! Но как сделать это? Большей частью недостает желания идти. Упорно отревает душа, увлеченная какою-либо страстью, всякое понуждение и всякий призыв; очи от Бога отвращает и смотреть на Него не хочет. Закон Христов не по сердцу; ей и слушать о нем нет расположения: душа, как говорят, не лежит. Спрашивается, как же дойти до того, чтобы родилось желание идти к Богу путем Христовым; как сделать, чтобы закон напечатлелся в сердце и человек, действуя по этому закону, действовал бы от себя, непринужденно, чтобы закон сей не лежал на нем, а как бы исходил от него?

Но путь обратился кто к Богу, пусть возлюбил закон Его; самое шествие к Богу, самое хождение путем закона Христова необходимо ли уже и будет успешно потому только, что мы возжелали сего? Нет. Кроме желания, необходимо еще иметь силы и умение действовать: нужна мудрость деятельная. Кто вступит на истинный путь богоугождения или начнет при благодатной помощи стремиться к Богу, путем предначертанного закона Христова, тому неминуемо будут угрожать опасности сбиться на распутья, заблудиться и погибать, воображая себя спасаемым. Сии распутья неизбежны по остающемуся, даже и в обращенном, греховному позыву и расстройству сил, которые и в сем состоянии способны представлять вещи в превратном виде — прельщать и губить человека. К сему присоединяется лесть от сатаны, который неохотно расстается со своими жертвами, и когда кто из области его пойдет к свету Христову, гонится вслед его и всякие расставляет сети, чтобы снова уловить, и нередко действительно уловляет. Следовательно, и тому, кто имеет уже желание идти указанным путем к Господу, необходимо еще указать все уклонения, возможные на сем пути, чтобы шествующий наперед был предварен о сем, видел имеющие встретиться опасности и знал, как избежать их.

Эти общие всем неизбежности на пути спасения делают необходимыми особые руководительные в христианской жизни правила, коими должно быть определено: как дойти до спасительного желания богообщения и ревности пребывать в нем и как безбедно пройти к Богу, среди всех распутий, возможных на сем пути по всем степеням, — иначе: как начать жить по-христиански и как, начавши, усовершиться в этом. Сие руководство должно взять человека вне Бога, обратить к Нему и потом привесть пред лице Его; должно проследить жизнь христианскую в ее явлениях, на деле, от начала до конца, т.е. как она засеменяется, развивается, зреет и приходит в полноту, или — что то же — написать историю деятельной жизни каждого христианина, с показанием того, как в каком случае должен он действовать, чтобы устоять в своем чине.

Засеменение и развитие жизни христианской существенно отлично от засеменения и развития жизни естественной. Это зависит от особенного характера христианской жизни и отношения его к нашей природе. Человек не рождается христианином, а становится таковым после рождения. Семя Христово падает на землю сердца уже бьющегося. Но как естественно рожденный человек поврежден и противоположен требованиям христианства, то — тогда как, например, в растении начало жизни есть возбуждение ростка семени, пробуждение как бы спящих сил— начало истинно христианской жизни в человеке есть некоторое воссотворение, дарование новых сил, новой жизни. Далее, пусть воспринято христианство как закон, т.е. положена решимость жить по-христиански: это семя жизни (решимость) не бывает окружено в человеке благоприятствующими ему стихиями; и при этом весь человек, его тело и душа, остаются не приспособленными к новой жизни, непокорными игу Христову; потому с сей минуты начинается у человека потовой труд — образовать всего себя, все свои силы по-христиански. Вот почему, тогда как возрастание, например, у растений есть постепенное развитие сил, легкое, непринужденное, у христианина оно есть многотрудная борьба с самим собою — напряженная и скорбная, и ему надо настраивать свои силы на то, к чему у них нет расположения: он, как воин, каждый шаг земли, хотя своей же, должен отнимать у врагов войною — обоюдоострым мечом самопринуждения и самопротивления. Наконец, уже после долгих трудов и усилий начала христианские являются победоносными, господствующими без сопротивления, проникают весь состав естества человеческого, вытеснив из него враждебные себе требования и стремления, и поставляют его в состояние бесстрастия и чистоты, сподобляя блаженства чистых сердцем — зреть Бога в себе в преискреннем с Ним общении.

Таково положение в нас жизни христианской. Она имеет три степени, которые, по свойству их, можно назвать так: 1-ю — обращением к Богу, 2-ю — очищение или самоисправлением, 3-ю — освящением. На первой — человек обращается от тьмы к свету, от области сатанины к Богу; на второй — очищает храмину сердца своего от всех нечистот, чтобы принять грядущего к нему Христа Господа; на третьей Господь приходит, вселяется в сердце и вечеряет с ним. Это состояние блаженного богообщения — цель всех трудов и подвигов!

Изобразить все сие и определить правилами и будет значить — указать путь ко спасению. Полное в сем деле руководство берет человека на распутьях греха, проводит огненным путем очищения и возводит до возможной для него степени совершенства, в меру возраста исполнения Христова. Иначе, оно должно показать:

1. как начинается в нас христианская жизнь;

2. как совершенствуется — зреет и крепнет, и

3. какою является в полном своем совершенстве.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Святитель Феофан Затворник. Путь ко спасению iconДокументы
1. /Феофан Затворник - Путь к спасению.doc
Святитель Феофан Затворник. Путь ко спасению iconДокументы
1. /Святитель Феофан Затворник - Письма к разным лицам.doc
Святитель Феофан Затворник. Путь ко спасению iconДокументы
1. /Святитель Феофан Затворник - Письма к разным лицам.doc
Святитель Феофан Затворник. Путь ко спасению iconДокументы
1. /Феофан Затворник - О православии.doc
Святитель Феофан Затворник. Путь ко спасению iconДокументы
1. /Феофан Затворник - О православии.doc
Святитель Феофан Затворник. Путь ко спасению iconТри пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий и путь опыта – это путь самый горький. Конфуций Вступительное слово ведущего
И здесь не труднее, чем в других науках, добраться до возможности открывать новое. Многие ученые начинали самостоятельные исследования...
Святитель Феофан Затворник. Путь ко спасению iconДокументы
1. /Ассамблея - путь к единству/Ассамблея - путь к единству.docx
Святитель Феофан Затворник. Путь ко спасению iconПлан работы научно-практической конференции по книге Н. А. Назарбаева «Казахстанский путь»
В рамках празднования 20- летия Независимости рк ознакомить школьников содержанием книги Н. А. Назарбаева «Казахстанский путь», дать...
Святитель Феофан Затворник. Путь ко спасению iconДокументы
1. /Святитель Кирилл Туровский. Избранные творения. Житие..doc
Святитель Феофан Затворник. Путь ко спасению iconСвятитель Василий Великий о святом духе
Предисловие, в котором рассуждается, что исследования необходимы и в наименее важных частях богословия
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©kzbydocs.com 2000-2015
При копировании материала укажите ссылку.
обратиться к администрации
Документы